Принципы построения государственной социальной политики
в отношении граждан старшего поколения
Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения является неотъемлемой частью государственной политики в Российской Федерации и базируется на основополагающих документах, определяющих эту политику.
В основу ее построения должны быть положены специальные принципы, вытекающие из принципов государственной социальной политики. Следует подчеркнуть значение следующих принципов.
Принцип равенства всех граждан старшего поколения — равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, предоставление равных возможностей самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.
Принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности мер в отношении граждан старшего поколения — сохранение и реальная финансовая обоснованность социальных гарантий поддержки граждан старшего поколения и постоянный учет интересов пожилых людей как особой категории населения.
Принцип соединения правового и этического регулирования — соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении граждан старшего поколения в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с пожилыми людьми и использования уникального опыта старшего поколения.
Принцип социального участия — стимулирование деятельности лиц старшего поколения по достижению экономической независимости, получению дополнительных, благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.
Обобщая сказанное выше, можно выделить генеральные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения:
гарантированное государством обеспечение социально приемлемого образа, уровня, качества жизни граждан старшего поколения с учетом их социокультурной дифференциации;
последовательное осуществление на государственном уровне стимулирования граждан старшего поколения к участию в полноценной социальной жизни, заботе о сохранении собственного физического и психического здоровья путем обеспечения необходимых для этого правовых, институциональных, экономических условий;
широкое информирование общественности, включая граждан старшего поколения, о государственных мерах социальной поддержки пожилых людей, результатах; и социальных последствиях их реализации.
На федеральном уровне функции государственной социальной политики в отношении пожилых людей могут быть следующими:
выработка общих и отраслевых принципов построения государственной социальной политики, формирование и реализация федеральных программ адаптации пожилых людей, обеспечение условий для достойного образа, уровня и качества жизни лиц пожилого возраста;
обеспечение правовых гарантий и процессуально-административных механизмов реализации государственных программ, адресованных пожилым людям на федеральном, региональном, местном уровнях, включая делегирование полномочий;
координация деятельности государственных органов законодательной и исполнительной власти и учреждений, являющихся субъектами социальной политики в отношении пожилых людей, в решении проблем пожилых людей.
Правовое обеспечение
Целесообразно подчеркнуть особую роль законотворчества и законодательной инициативы в построении государственной социальной политики в отношении пожилых людей. Анализ действующих законодательных актов позволяет сделать; вывод о том, что основное внимание уделяется правовому регулированию экономического положения пожилых людей. Их социальные и культурные проблемы не находят полного; отражения в законодательстве, хотя в федеральных законах и законодательства субъектов Российской Федерации отражены разноплановые вопросы социальной поддержки старшего поколения. Соответственно необходимо продолжить:
разработку мер правового регулирования различных сторон жизни пожилых людей (охрана здоровья, жилища, социальное обслуживание, профессиональная; переподготовка, информационное и культурное обслуживание, организация социального участия);
разграничение правовых полномочий субъектов социальной политики в отношении пожилых людей, выделение и поддержка тех институциональных структур, которые в наибольшей степени соответствуют решению приоритетных проблем лиц старших возрастов;
разработку эффективных механизмов реализации соответствующих федеральных законов и других правовых актов, введение эффективного социального контроля за предоставлением разнообразных услуг пожилым людям.
Предстоящий период может стать поворотным моментом для понимания проблем, трудностей и: достижений, касающихся прав, здоровья, питания пожилых людей, защиты их как потребителей, жилья и окружающей среды, семейного, окружения, социального обеспечения, доходов и занятости, образования в третьем возрасте и важным этапом совместной деятельности в интересах пожилых людей. Это понимание может быть достигнуто при активном участии опорных организационных структур.
Региональные аспекты
Как было отмечено, различия социально-экономического положения пожилых людей проявляются на региональном уровне. Это связано с необходимостью реального обеспечения всем гражданам пожилого возраста равных условий для; реализации прав и интересов вне зависимости от региона проживания.
Защита лиц пожилого возраста от экономических и социальных рисков на региональном уровне может рассматриваться как одна из составляющих социальной политики и включает:
обеспечение пожилым гражданам реальной возможности пользоваться правами и свободами, которые в правовом государстве являются неотъемлемым достоянием каждого гражданина, не допуская несоответствия федеральному законодательству нормативных правовых актов по проблемам пожилых людей, принимаемых на уровне субъекта Российской Федерации;
защиту пожилых людей от проявлений эксплуатации, физического или психологического насилия и обеспечение реальных возможностей для реализации права на справедливое обращение;
проведение мониторинга положения пожилых людей с акцентом на выявление особенностей ситуации наиболее уязвимых групп и с учетом их возраста, состояния здоровья, способности к самообслуживанию и самообеспечению, семейного и имущественного положения, жилищных условий и других жизненно важных показателей;
осуществление практических мероприятий социальной направленности по смягчению последствий проблемы старения и вызываемых ею индивидуальных и групповых проблем лиц старших возрастов путем разработки и реализации в пределах средств бюджетов различных уровней целевых региональных программ;
осуществление на уровне региона комплексного подхода к решению вопросов пенсионного обеспечения, предоставления пожилым людям предусмотренных законодательством льгот, гарантированной медицинской помощи и социального обслуживания, свободного доступа к общественным ценностям в области культуры, духовной жизни и отдыха, всестороннего информирования по всем аспектам их жизни;
создание условий для посильной занятости лиц пенсионного возраста как дополнительного источника обеспечения достойной жизни, самоуважения и уважения со стороны сограждан путем возможной поддержки всех форм вовлечения пожилых людей в трудовую деятельность;
внедрение современных стратегий ухода за пожилыми людьми с целью продления пребывания в домашних условиях до тех пор, пока это возможно, и развитие сети учреждений социального обслуживания пожилых людей, позволяющей оказывать необходимую адресную помощь соответственно характеру нуждаемости в ней;
поддержку инициатив общественности по проведению мероприятий на благо пожилых людей, укрепление взаимодействия с общественными объединениями и; благотворительными организациями на договорных началах;
развитие на долговременной основе научных исследований по проблемам, связанным со старением населения, содействие расширению научных обменов по указанной тематике между регионами России и с зарубежными научными центрами, а также придание системного характера деятельности по обмену опытом, накопленным, в регионах различными структурами, ответственными за благополучие пожилых людей;
принятие доступных мер по повышению статуса, организации и обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, занятых предоставлением медицинских, социальных, социокультурных и иных услуг пожилым и нетрудоспособным гражданам. В силу объективного хода демографических процессов на уровне регионов необходим поиск путей перераспределения ресурсов, реформирования систем и создания оптимальной социальной инфраструктуры, обслуживающей пожилое население. Только через нормализацию положения пожилых людей на уровне каждого субъекта Российской Федерации, позитивное изменение отношения к старости можно гарантировать свободный доступ пожилых людей к социальному благосостоянию.
Затруднения, препятствующие реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
Реализация государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения сопряжена с необходимостью преодоления некоторых препятствий общего и частного характера.
К числу препятствий общего характера могут быть отнесены препятствия физические (географическая, территориальная доступность мероприятий, проводимых в: интересах пожилых людей) и административные (отсутствие общих концепций обеспечения жизнедеятельности пожилых людей в различных сферах, проблемы, связанные с изменениями социального законодательства и нормативных правовых документов и сложностью их понимания гражданами пожилого возраста, разделением полномочий и ответственности на региональном и местном уровнях, затруднения координации деятельности в интересах пожилых людей).
В такой стране как Российская Федерация, значительную часть пространства которой составляют районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории, а также сельская местность, пожилые люди в отдаленных местах проживания пока не могут быть круглогодично и круглосуточно обеспечены определенными видами важных услуг. В связи с этим и по причине радикального изменения традиционной структуры заботы о пожилых сельских жителях существенно обострены социальные и материальные проблемы пожилых людей на селе.
Фактически ключом к решению проблем старения сельского населения является развитие сельских регионов. Подъем сельскохозяйственного производства, стимулирование капиталовложений, укрепление социальной инфраструктуры, внедрение на селе перспективных социальных технологий будут в значительной степени способствовать реальному обеспечению всем гражданам пожилого возраста равных условий вне зависимости от региона проживания и преодолению одного из наиболее существенных затруднений — различий в условиях жизнеобеспечения пожилых горожан и сельских жителей.
Разобщенность действий, чрезмерное внимание к изолированным секторальным проблемам является серьезным препятствием для эффективного осуществления государственных стратегий обеспечения благополучия пожилых людей, в то время как рассмотрение процесса старения населения во всей его полноте требует единой концептуальной основы и комплексного подхода.
Количественные аспекты (недостаток финансовых и материальных ресурсов) являются сдерживающим фактором. В большинстве стран мира отмечается факт существенного давления на экономику и государственный бюджет расходов на обеспечение приемлемого для общества уровня и качества жизни пожилых людей. Тип государственной социальной политики в отношении пожилых людей в разных странах зависит от имеющихся ресурсов, от человеческого потенциала, то есть от участников, желающих и способных брать на себя выполнение задач, необходимых для ее эффективной реализации.
К числу препятствий частного характера могут быть: отнесены недостаточный профессионализм специалистов социальной сферы, равнодушие представителей: других возрастных категорий к проблемам пожилых людей, нежелание или невозможность пожилых людей решать свои проблемы собственными силами.