Антикоррупционная экспертиза №7

14 сентября 2011 года

Кому:

Прокурору РС(Я)

Подласенко А.А.

Антикоррупционная экспертиза

Республиканской целевой программы

«Жилище» на 2011-2015 годы

Антикоррупционная экспертиза проведена на основании Свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность, №1007 от 10.12.2010г. (цветная отсканированная копия доступна на сайте).

Антикоррупционная экспертиза проведена в отношении:

-Республиканской целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента РС(Я) № 493 от 16.02.2011г. и действующей до 1 января 2012 года;

-Государственной программы «Обеспечение качественным жильем», вступающей в силу с 1 января 2012 года и вошедшей в Перечень государственных программ РС(Я) на 2012-2016 годы, утвержденной Указом Президента РС(Я) №808 от 10.07.2011г.

Целью данной антикоррупционной экспертизы является снижение (преодоление) коррупциогенности НПА за счет устранения выявленных типичных и иных нетипичных коррупциогенных факторов путем коррекции (удаления) содержащих их норм.

1. Соблюдение условий прозрачности и эффективного контроля

при реализации РЦП «Жилище» на 2011-2015 годы

В предыдущей Антикоррупционной экспертизе Порядка разработки и реализации государственных программ - разделе 1. «Основания для гражданского контроля за расходованием бюджетных средств» подробно изложено обоснование необходимости обеспечения доступа к информации о расходовании бюджетных средств, обеспечения прозрачности и эффективного контроля за целевым расходованием бюджетных средств.

Согласно Приложения №1 к РЦП «Жилище» на 2011-2015 годы «Ожидаемые результаты обеспечения жильем» предусмотрено обеспечение жильем 20719 семей, в том числе по следующим подпрограммам:

Подпрограмма
Количество семей

1. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
1628

2. Обеспечение жильем молодых семей
2560

3. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан
3319

4. Развитие ипотечного жилищного кредитования
2124

5. Индивидуальное жилищное строительство
4040

6. Обеспечение жильем работников бюджетной сферы
1075

7.Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ северных и арктических улусов
120

8. Повышение доступности рынка многоквартирных жилых домов в г.Якутске
3285

9. Строительство жилищного фонда социального использования
408

10. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
1500

11. Прочие объекты, строящиеся за счет средств бюджета РС(Я)
660

Итого
20719

Согласно Раздела 2 «Цель и задачи Программы, сроки ее реализации» одной из основных задач определено обеспечение информационной открытости.

В программе декларируется, что эффективность использования бюджетных средств будет обеспечиваться за счет:

- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;

- прозрачности прохождения средств федерального и республиканского бюджетов;

- адресного предоставления бюджетных средств.

Однако, ключевые разделы «Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения» и «Оценка эффективности реализации Программы» содержат лишь общие и размытые положения и определения, на основе которых невозможно обеспечить прозрачность и эффективный контроль за целевым расходованием.

Основными условиями прозрачности и эффективного контроля за целевым расходованием являются:

Условие №1 - возможность узнать «Кто из граждан и на каких основаниях» получил бюджетные блага и услуги (квартиры, земельные участки, сельскохозяйственные субсидии, льготный социальный статус и другое), получение которых предусматривает определенный конкурсный отбор и соответствие необходимым условиям;

Условие №2 - возможность узнать «Кто из поставщиков и подрядчиков», «Когда и из каких источников», «Сколько и на каких основаниях» получил бюджетные средства;

Условие №3 – обнародование этих данных путем публикации в открытых информационных источниках, преимущественно в сети Интернет, а по проектам федерального и республиканского значения в официальных печатных изданиях.

Соблюдение этих условий должно обеспечить возможность самостоятельной проверки любым гражданином или институтом гражданского общества обоснованности и законности расходования бюджетных средств.

Однако, эти условия не соблюдаются, а государственные меры предполагают официальную публикацию лишь сводных (обобщенных) данных, по которым невозможно определить кому и на каком основании были распределены жилье и бюджетные средства.

Анализ практики показывает наличие массы нарушений и злоупотреблений на стадии финансирования государственных программ, приходящихся на:

-получение гражданами жизненных благ за счет бюджетных средств;

-передачу финансовых средств внешним контрагентам, то есть поставщикам и подрядчикам.

Особое внимание необходимо уделить подпрограмме «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы».

Отметим наиболее типичные нарушения в данной сфере:

1.Намеренное ухудшение жилищных условий чиновниками руководящего уровня с целью незаконного и неоднократного получения жилья на основе злоупотребления служебным положением.

2.Незаконное приобретение Правительством РС(Я) жилья прокурорам, судьям и другим представителям федеральных правоохранительных и иных государственных органов с целью дачи взятки в особо крупном размере за сокрытие преступных действий якутских чиновников.

Первый тип нарушений подрывает конституционные гарантии в сфере исполнения обязательств по социальному обеспечению и равенству прав.

Злоупотребляя служебным положением, чиновники могут ежегодно намеренно ухудшать свои жилищные условия и ежегодно получать новое жилье в ущерб граждан, занятых в бюджетной сфере и реально нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Функционирующая во многих субъектах РФ, в том числе в Якутии, система распределения жизненных благ среди ограниченного круга лиц, объединенных неформальными связями, является основой коррупции и аналогом механизма функционирования организованных преступных сообществ – мафиозных группировок.

Таким образом, вместо системы органов власти, действия которых регламентируются законодательством РФ, в некоторых субъектах РФ, в том числе в Якутии действует мафия в виде полноценных организованных преступных сообществ, целью которых является незаконное обогащение их лидеров.

Несмотря на наличие правовой основы противодействия таким явлениям, уполномоченные органы просто не исполняют свои прямые обязанности и становятся соучастниками преступлений, что является проявлением второго типа нарушений.

Статьей 53 Жилищного кодекса РФ предусмотрено применение 5-летнего моратория на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в отношении лиц, намеренно ухудшивших свои жилищные условия с целью необоснованного получения жилья.

Необходимость принятия регламента для противодействия необоснованному получению жилья диктует следующее распределение ролей: региональные власти должны утвердить, а федеральные органы осуществить надзор за этим.

Однако, в Якутии данная норма не соблюдается, а следующая последовательность преступных действий привела к ситуации беспредельного произвола:

-органы власти Якутии незаконно распределяют жилье;

-часть жилья в виде взяток в особо крупном размере предоставляется прокурорам, судьям и другим представителям федеральных правоохранительных и иных государственных органов;

-представители федеральных органов занимаются сокрытием преступных действий якутских чиновников, то есть становятся соучастниками преступлений;

-в конечном итоге, органы власти Якутии легализовали незаконное распределение жилья.

Эта схема нарушает ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Жилищный кодекс РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О статусе судей в РФ» и другие правовые акты, однозначно устанавливающие обеспечение жильем работников федеральных органов за счет средств федерального бюджета и недопустимость получения жилья путем намеренного ухудшения жилищных условий.

Таким образом, налицо организация в Якутии замкнутого коррупционного цикла: незаконное распределение жилья – дача взяток регионалами – получение взяток федералами – легализация преступной деятельности.

В этом кругообороте чиновничьего коррупционного интереса «проигравшими» оказываются только простые люди. В целом, это «на корню подрубает» государственность и законность.

С учетом значительной коррумпированности якутских чиновников можно утверждать, что большая часть квартир будет распределена по личному усмотрению чиновников среди ограниченного круга лиц, связанных с ними личными или родственными отношениями.

В условиях массовой моральной дезориентации чиновничества и доминирования коррупционного поведения никакие меры ответственности не могут быть эффективными.

Тогда что делать, чтобы предотвратить массовое незаконное перераспределение бюджетных средств и жилья коррумпированными чиновниками?

Для соблюдения баланса интересов нужен противовес в виде гражданского общества. Только усиление гражданского контроля становится единственно эффективным средством контроля.

Для этого необходимо принять следующие меры:

-обнародование данных о распределении жилья и расходовании бюджетных средств по каждой семье;

-принятие в качестве обязательного условия для получения жилья или социальной выплаты нормы дачи письменного согласия на разглашение персональных данных, необходимых для проверки обоснованности и законности получения жилья и расходования бюджетных средств;

-создание эффективных механизмов гражданского контроля, обеспечивающего непосредственное участие граждан в деятельности государственных и правоохранительных органов по привлечению к ответственности виновных лиц.

Таким образом, единственно эффективной формой контроля за справедливым распределением жилья является предоставление каждому гражданину возможности самостоятельной проверки обоснованности и законности получения жилья и расходования бюджетных средств каждой из 20719 семей.

2. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы

2.1. Перечень норм, в которых обнаружены коррупциогенные факторы

В рассматриваемых правовых актах обнаружены следующие коррупциогенные факторы:

-факторы, входящие в Постановление Правительства РФ №96 от 26.02.2010г.:

Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

Непосредственное проявление коррупциогенности заключается в отсутствии нормативно установленного порядка (регламента) раскрытия информации о распределении жилья и расходовании бюджетных средств в разрезе конкретных получателей (юридических и физических лиц).

-факторы, не входящие в Постановление Правительства РФ №96 от 26.02.2010г. (приведены для сведения и более полного раскрытия коррупционных последствий):

10. Наличие пробела в регулировании;

15. Отсутствие контроля за государственными органами и служащими;

16. Нарушение режима прозрачности информации;

18. Нормативные коллизии;

20. Формально-техническая коррупциогенность;

22. Нарушение баланса интересов;

Иные нетипичные (самостоятельно разработанные) коррупциогенные факторы:

28.Ограничение свободного доступа к правовым актам, информации и общедоступным персональным данным по получателям бюджетных средств;

29.Отсутствие конкретных и эффективных механизмов контроля гражданского общества за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2.2. Рекомендации по устранению обнаруженных

коррупциогенных факторов и коррекции содержащих их норм

В целях устранения обнаруженных коррупциогенных факторов и коррекции содержащих их норм необходимо принятие мер по максимальной детализации результатов расходования бюджетных средств путем:

-включения в рассматриваемые нормативные правовые акты дополнительного раздела «Обеспечение прозрачности и эффективного контроля за распределением жилья и целевым расходованием бюджетных средств»;

-введения отсылочных норм на данный раздел по всему тексту программы с целью конкретизации некоторых положений и определений.

Для этого необходимо принять дополнительный раздел «Обеспечение прозрачности и эффективного контроля за распределением жилья и целевым расходованием бюджетных средств» в следующей редакции:

«Создание реального и эффективного механизма контроля за деятельностью органов государственной власти направлено на :

-участие граждан и институтов гражданского общества в контроле за целевым расходованием бюджетных средств в рамках реализации конституционного права на участие в управлении делами государства;

-содействие в противодействии нарушениям на стадии финансирования государственных программ ввиду недостаточности усилий органов государственной власти.

Гражданский контроль за деятельностью органов государственной власти в данной сфере предусматривает:

-введение основных условий прозрачности и эффективного контроля за распределением жилья и целевым расходованием бюджетных средств;

-обеспечение возможности для самостоятельной проверки гражданами и институтами гражданского общества обоснованности и законности распределения жилья и расходования бюджетных средств путем обеспечения доступа к информации о распределении жилья и расходовании бюджетных средств в разрезе конкретных получателей (юридических и физических лиц) и соответствующим нормативно-правовым документам, касающихся механизма конкурсного отбора участников программы;

-эффективное участие граждан и институтов гражданского общества в деятельности государственных и правоохранительных органов по привлечению к ответственности виновных лиц в случае обнаружения фактов необоснованного и незаконного распределения жилья и расходования бюджетных средств.

Необходимо обеспечить доступ к персональным данным и данным юридических лиц, доступ неограниченного круга лиц на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

Государственные органы и органы местного самоуправления должны обеспечить доступ к этим данным, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и сети Интернет.

Полный и исчерпывающий перечень документов, позволяющий заинтересованным гражданам и институтам гражданского общества найти в сети Интернет необходимые данные для проверки соответствующей подпрограммы, должен быть опубликован в официальных печатных изданиях.

Подлежащая обнародованию информация о распределении жилья и расходовании бюджетных средств в разрезе конкретных получателей (юридических и физических лиц) классифицируется следующим образом:

1.) к персональным данным физических лиц – получателей жилья или социальных выплат относятся:

1.1.Фамилия, имя, отчество;

1.2.Дата и место рождения;

1.3.Адрес, семейное, социальное, имущественное положение;

1.4.Образование, профессия, место работы;

1.5.Дополнительные данные, необходимые для проверки обоснованности и законности получения жилья или социальной выплаты за счет бюджетных средств.

Обязательным условием получения физическим лицом жилья или социальной выплаты является дача письменного согласия на разглашение персональных данных, необходимых для проверки обоснованности и законности получения жилья или социальной выплаты.

Граждане, участвующие в программе и признанные в соответствии с установленном законодательством РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий, в обязательном порядке представляют для обнародования копии документов, подтверждающие принадлежность к отдельным категориям и обоснованность получения жилья или социальных выплат.

Перечень дополнительных к основному списку персональных данных дифференцируется по основаниям получения жилья или социальных выплат и зависит от принадлежности к отдельным категориям и критериев конкурсного отбора.

В зависимости от подпрограммы обнародованию подлежат документы, подтверждающие принадлежность к отдельным категориям:

1.по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» документы, подтверждающие включение граждан в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

2.по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» документы, подтверждающие признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий;

3.по подпрограмме «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» документы, подтверждающие принадлежность к следующим отдельным категориям:

-граждане, уволенные с военной службы;

-граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк»;

-ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;

-дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

-инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;

-граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

4.по подпрограмме «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы» документы, подтверждающие место работы в бюджетной сфере;

5.по подпрограмме «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ северных и арктических улусов» документы, подтверждающие место работы в сфере образования в северных и арктических улусах;

6.по подпрограмме «Строительство жилищного фонда социального использования» документы, подтверждающие нахождение на учете по улучшению жилищных условий в органах местного самоуправления;

7.по подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» документы, подтверждающие постоянное проживание в сельской местности, в том числе статус молодых семей и молодых специалистов определенных сфер занятости (агропромышленного комплекса и социальной сферы).

2.) к данным юридических лиц – исполнителей программных мероприятий в лице поставщиков и подрядчиков относятся:

2.1. Идентификационные данные:

2.1.1. Наименование организации;

2.1.2. ИНН - Идентификационный номер налогоплательщика;

2.1.3. ОГРН – Основной государственный регистрационный номер;

идентификационные коды общероссийских классификаторов:

2.1.4. ОКПО - Общероссийский классификатор предприятий и организаций;

2.1.5. ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности;

2.1.6.ОКАТО - Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления;

2.1.7. ОКТМО - Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований;

2.1.8 ОКФС - Общероссийский классификатор форм собственности;

2.1.9. ОКОПФ - Общероссийский классификатор организационно-правовых форм.

2.2. Данные, характеризирующие источник финансирования:

2.2.1 Период (дата) освоения бюджетных средств;

2.2.2.Наименование источника (федеральный бюджет, бюджет РС(Я), бюджет муниципального образования, внебюджетный фонд);

данные, характеризирующие источник согласно Бюджетной классификации РФ:

2.2.3. Код главного распорядителя;

2.2.4. Код раздела, подраздела;

2.2.5. ЦСР – целевая статья расходов;

2.2.6. ВР – Вид расходов;

2.2.7. КБК – Код бюджетной классификации.

2.3.Данные, подтверждающие обоснованность и законность расходования бюджетных средств:

2.3.1.Общая сумма, включающая обязательные платежи и отчисления,

2.3.2.Государственные контракты, договора;

2.3.3.Сметы, расчеты, обоснования; акты сдачи-приемки работ и другая производственная документация, необходимая для проверки обоснованности и законности расходования бюджетных средств;

2.3.4.Платежные поручения, счета–фактуры, расходные ордера, платежные ведомости и другие бухгалтерские документы, необходимые для проверки обоснованности и законности расходования бюджетных средств.

Перечень данных, подлежащих обнародованию, может быть скорректирован с учетом критериев отбора для участия в государственной программе и дополнен необходимыми данными.

Государственный заказчик – координатор программы в лице Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) обеспечивает доступ к информации о распределении жилья и расходовании бюджетных средств в разрезе конкретных получателей (юридических и физических лиц) и соответствующим нормативно-правовым документам путем осуществления следующих мер:

-формирования единой информационной базы данных (единого реестра) об участниках всех подпрограмм, включающей полную и максимально детализированную информацию о распределении жилья и расходовании бюджетных средств;

-обеспечения сбора, передачи и хранения данных и документов от органов местного самоуправления РС(Я) и других органов, участвующих в формировании списков участников программы, а также их проверки на достоверность;

-обеспечения доступа к информации о распределении (по бюджетной росписи) и фактическом использовании (по кассовому расходу) средств федерального бюджета, бюджета РС(Я), бюджетов муниципальных образований и иных средств на реализацию мероприятий программы в разрезе конкретных получателей (юридических и физических лиц) с одновременным предоставлением доступа к данным, подтверждающих обоснованность и законность распределения жилья и расходования средств;

-обеспечения доступа к нормативно-правовым документам, касающихся механизма и критериев отбора участников программы, подрядчиков и поставщиков;

-осуществления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и сети Интернет доступа к единой информационной базе данных (единого реестра) об участниках и информации о распределении (по бюджетной росписи) и фактическом использовании (по кассовому расходу) средств на реализацию мероприятий программы.

В целях противодействия нарушениям ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Жилищного кодекса РФ и других правовых актов усилить контроль за соблюдением законности при реализации программы, в том числе подпрограммы «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы», путем проведения тщательных проверок соблюдения норм, устанавливающих обеспечение жильем работников федеральных органов за счет средств федерального бюджета и недопустимость получения жилья путем намеренного ухудшения жилищных условий, в целях выявления лиц,

-являющихся работниками федеральных органов, но в нарушении законодательства РФ получивших жилье за счет бюджета РС(Я);

-допустивших нарушение статьи 53 Жилищного Кодекса РФ путем совершения намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий.

Результаты проверок подлежат обязательному обнародованию путем публикации в официальных печатных изданиях».
Руководитель Петров С.Ю.

http://www.yakutian.org/anti_e7.htm

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ). Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*